Грунтование автомобиля или его отдельных кузовных элементов очень важный процесс в технологической цепи кузовного ремонта. Этот процесс является обязательным пунктом в процессе кузовного ремонта и на него возложены очень важные функции. Если при нанесении шпатлевок на ремонтируемую деталь нами преследуется цель создать определенную формы самой детали, то грунтование поверхности позволяет решать несколько очень важных задач: создание антикоррозийной защиты (при замене поврежденной детали на новую и грунтовании на голое железо), выравнивание поверхности после шпатлевания и заполнение рисок после обработки абразивами, улучшение адгезионных свойств (сцепление с поверхностью) для нанесения автомобильных эмалей разных систем и базовых покрытий. Грунт может наноситься на поверхность несколькими способами. В кузовном ремонте это, как правило, пневмораспыление при помощи пистолета с размером дюзы 1,6-1,8 мм. В отдельных случаях до 2,0 мм. Нанесение электрическими пистолетами. Некоторые способы возможны только при серийном производстве автомобилей – окунание или электроосаждение. В данной статье мы попробуем рассказать Вам какие существуют грунты и их возможное применение в кузовном ремонте. В кузовном ремонте используются грунты на акриловой основе, на основе эпоксидных и алкидных смол, кислотосодержащие грунты. Кроме того, грунты могут быть однокомпонентные и двухкомпонентные, их привычное обозначение «1К» и «2К» соответственно. Акриловый грунт 1К – это однокомпонентный грунт на акриловой основе, основной задачей которого служит улучшение адгезионных свойств поверхности, создание антикоррозионной защиты, устранение совсем незначительных дефектов на поверхности грунта-наполнителя. Это грунты – BODY 980, Novol Protect 370, TOP-10. На алкидной основе - BODY 980, EN 80. Нужно отметить, что некоторые 1К грунты выпускаются также в аэрозольных баллончиках, что позволяет существенно облегчить процесс нанесения грунта и сократить время ремонта. Но при этом необходимо помнить, что данные грунты обладают достаточно большим процентом усадки, что может повлечь за собой нежелательные последствия в виде проседания базового слоя эмали, а также проявление шлифовальных рисок. 1К-грунты в аэрозольных баллончиках – Novol Protect 370, TOP-10, C.A.R. FIT, Troton Inter. Также к однокомпонентным грунтам можно отнести и специальные антикоррозийные грунты Body 992 в трех цветах – серый, черный коричневый, и протравливающий кислотный грунт Body 960 (аэрозоль или 2К). Также стоить отметить грунт DX 61 1k Primer Filler. Это протравливающий грунт-наполнитель для стали, оцинкованной гальванизированной стали и алюминия. Возможно нанесение методом «мокрый по мокрому». Грунты для пластиков. Они также являются однокомпонентными. Наносятся одним слоем на поверхность и служат для улучшения адгезии. При необходимости, возможно нанесение сверху наполняющих грунтов или окрашивание. Обладают высокой эластичностью. Такие грунты представлены в брендах Novol, Top-10, Carsystem, Guntex, Body (аэрозольный вариант). Акриловый грунт 2К – это двухкомпонентный акриловый грунт. Применяется для заполнения рисок после обработки поверхности абразивами, выравнивания поверхности и заполнения пор. Обладает хорошей наполнительной способностью, высокой межслойной адгезией и более коротким временем сушки, чем 1К-грунт. Основной задачей для таких грунтов является:
1. Заполнение шлифовальных рисок и выравнивание поверхности
2. Маскировка (прикрытие) слоев шпатлевки либо первичного грунта
3. Подложка для базового слоя краски и достижения оптимального состояния поверхности под покраску.
Данные грунты представляют собой двухкомпонентный состав на основе акриловых, эпоксидных смол. В данную категорию можно отнести и протравливающие (кислотные) 2К грунты. Весьма важно соотношение грунта и активатора, указанное на банке (3:1, 4:1, 5:1). В сочетание с разбавителями можно добиваться разной степени вязкости, густоты грунта и решать различные задачи.
Основные отличия в этих грунтах следующие:
- «MS» - грунты. Грунты с таким обозначением имеет среднее содержание твердого (сухого) остатка.
- «HS» - грунты. Такие грунты имеют высокой сухой остаток.
Грунты «MS» обрабатываются легче абразивами, нежели грунты «HS», но при этом возможно проседание грунта в риску (усадка) в течении нескольких месяцев. Грунты «HS» проседают гораздо реже. Все эти грунты могут наноситься в 2-3 слоя, в зависимости от необходимости. В данном сегменте у покупателей есть огромный выбор грунтов: грунты серии Novol Protect MS и HS, грунты в системе Duxone – DX - 62 (экспресс грунт) и DX – 60, грунты серии Troton Inter Troton Master, грунты Solid, TOP-10, C.A.R. FIT, Guntex, Jeta Pro, Kitt. Существуют грунты под маркировкой VHS - грунты с повышенным сухим остатком. Такие грунты весьма тяжелы в обработки, но имеют хорошие показатели сухого остатка и практически не имеют усадки. Современные грунты позволяют иногда решать несколько задач одним продуктом. Весьма успешно зарекомендовала себя новинка на рынке - грунт Jeta Pro 3:1. Этот грунт содержит антикоррозийные добавки. Может быть использовании как первичный грунт и грунт изолятор при локальном и полном ремонте. Возможно нанесение методом «мокрый по мокрому», наносится на сталь, алюминий, гальваническую оцинкованную сталь, эпоксидные и реактивные (кислотные) грунты. Наносится в один слой. И таким примеров можно привести много, так как технология ремонта стремится к сокращению времени ремонта и повышению его качества. Важное место в системе грунтов занимают протравливающие (кислотные) грунты. Они применяются в качестве первичных грунтов. Эти грунты обладают завидной адгезией к поверхности, буквально «въедаются» в поверхность. Грунты бывают одно, - и двухкомпонентные. Грунт DX 61 1К, и Body 960 Wash Primer 2К. При работе с такими грунтами необходима защита органов дыхания и кожи рук, во избежание химических ожогов. Весьма существенное подспорье оказывают грунты-изоляторы. Такие грунты способны облегчить кузовной ремонт, когда основа старого покрытия не известна, либо его удаление является нецелесообразным. Или необходима мощная межслойная изоляция. В таких случаях применяется грунт-изолятор. Чаще всего он встречается на эпоксидной основе. Например, эпоксидный грунт Troton Inter. Итак, как видно их статьи, на рынке представлено огромное количество видов грунтов для разных целей и задач. Выбор грунта должен быть обусловлен условиями, в которых производится ремонт и целями применения продукта. Условия сушки, времени межслойной сушки, жизнеспособности продукта после его активации или смешивания с другими продуктами, как правило, указаны на банках в виде пиктограмм. Там же можно найти рекомендуемый размер сопла, время высыхания от пыли («наотлип»), время монтажного высыхания, когда деталь может быть установлена, и окончательное время высыхания. Такую информацию можно найти и в информационных буклетах, выпускаемых производителем. Также крайне важна информация о шлифовании грунта, способе его шлифования и т.д. Поэтому выбор материалов для кузовного ремонта, предпочтение проверенным и надежным брендам является одним из ключей к качественному кузовному ремонту и процветанию автомалярной мастерской.
|