Для того, чтобы выровнять поверхность детали кузова после жестяно-сварочных работ, сначала применялись сплавы с низкой температурой плавления типа тех, которые используются для пайки в радиотехнике. В год основания нашего предприятия ещё можно было встретить автомобили марки Волга, отремонтированные таким способом. В настоящее время поверхность выравнивают в подавляющем большинстве шпатлёвками - материалами на основе полиэфирной (алкидной) смолы, которые отверждают с помощью органической перекиси. Исключение из этого правила - только однокомпонентные шпатлёвки для нанесения тонким слоем, на основе нитроцеллюлозного и акрилового связующих, которые продаются в тюбиках.
Большинство современных шпатлёвок обладают хорошей адгезией к стали и цинку, а также и к алюминию, хотя в последнем случае следует сверяться с технической документацией.
В состав шпатлёвок кроме полиэфирной смолы входит наполнитель, от характера которого и зависят её свойства и нюансы применения. Один из самых прочных видов шпатлёвки содержит стекловолокно. Фрагменты волокна бывают разной длины, что влияет на удобство выравнивания поверхности шпателем. Часто применяется комбинированный тип шпатлёвки, содержащей наряду со стекловолокном обычные тонкодисперсные наполнители типа талька. Комбинированные шпатлёвки легче наносятся и не особенно уступают по прочности обычным стекловолокнистым. Собственно, их маляр может приготовить и сам, смешав перед отверждением стекловолокнистую шпатлёвку с тонкодисперсной.
Шпатлёвки, содержащие алюминиевую пудру, не смотря на то, что уступают по прочности, имеют перед стекловолокнистыми неоспоримое преимущество: они выдерживают значительные температурные перепады из-за того, что алюминиевая стружка более эластична. Поэтому использовать её на капоте, под которым мотор разогревается до температуры свыше 100 градусов Цельсия, а температура окружающего воздуха может опускаться ниже -30, более целесообразно.
Буквально несколько лет назад появились шпатлёвки с наполнителем из углеволокна. Этот наполнитель обладает преимуществами обоих вышеперечисленных. Углеродные волокна прочнее стеклянных и эластичнее алюминиевой стружки. Правда, цена самого углеволокна намного выше и стекла и алюминия. Если бы оно специально производилось как наполнитель для шпатлёвки, то цена последней превышала бы все разумные пределы. В качестве наполнителя используются отходы кабельной, авиационной и других отраслей промышленности. Поэтому цену шпатлёвки с наполнителем из углеволокна, которая всё-таки больше, чем у всех вышеперечисленных материалов, можно считать обусловленной скорее действительно превосходными прочностными качествами, нежели высокой стоимостью сырья.
Все вышеперечисленные шпатлёвки наносятся в качестве первого шпатлёвочного слоя и обрабатываются шлифовальными материалами с крупной градацией абразива. На них наносится уже более тонкие слои более тонкодисперсного материала, удобного для финишного шлифования.
Кроме армированных и финишных шпатлёвок существует и несколько специальных видов. Например, облегчённая, удельный вес которой в полтора раза меньше, чем обычных. В качестве наполнителя в ней содержатся мелкие полые стеклянные шарики. Она прменяется в случае неизбежной необходимости наносить толстые слои.
Для нанесения на эластичные детали кузова, например пластмассовые бампера, применяется специальная эластичная шпатлёвка. Но, то, что она гнётся так же хорошо, как бампер вовсе не означает, что она обладает адгезией ко всем видам пластмасс. Перед нанесением её на некоторые виды пластика необходимо использовать специальный травящий грунт.
Не смотря на то, что слово “шпатлёвка” происходит от слова “шпатель”, существуют полиэфирные материалы для нанесения толстым слоем с помощью распыления. По причине высокой вязкости этот материал необходимо наносить распылителем с очень большим (около 3 мм) диаметром сопла.
Нужно сказать, что с названиями разных типов шпатлёвок у производителей большая путаница. То, что одни называют "универсальным", другие считают "стандартным", а “универсальным” называют нечто прямо противоположное, то есть не самое простое и дешёвое, а наоборот - самое качественное, мультифункциональное и дорогое. Всё это усложняется ещё и тем, что названия эти возникают при не всегда корректном переводе оригинальных наименований зарубежного производителя.
|