Эмаль - это то же, что и краска. Разница та же, что и между “списком цен”, “прейскурантом” и “прайслистом”. Смысл один, только интонации разные. Другое дело лак... Дело в том, что для нас лак - это нечто прозрачное, а для германоязычных жителей Европы слово, звучащее аналогично, обозначает и прозрачное и любое другое цветное покрытие. Об этом зачастую не знают переводчики, из под пера которых выходит русский текст технического руководства по окраске. Читая такой перевод настоящий профессионал должен быть бдителен...
Что же собой представляет лак в нашем понимании этого слова? Это довольно концентрированный раствор полимерного вещества. По другому это вещество называют "смола", "связующее", "плёнкообразующее", "высокомолекулярное соединение", и даже на английский манер "биндер". Вещества эти состоят не из простых молекул, а из макромолекул. Вещества, состоящие из этих самых макромолекул отличаются от обычных веществ примерно так же, как гарнир из длинных-предлинных макарон от перловой каши. Так вот, если в этот раствор добавить цветной порошок, то есть пигмент, из прозрачного лака получится краска, или эмаль.
Цвета
Пигменты, а следовательно, и эмали, могут быть обычного белого, чёрного, красного, зелёного, жёлтого, или синего цвета. Могут они быть и серебристыми, золотистыми, или перламутровыми, если содержат соответствующие блёстки. Здесь разнообразию нет предела. Естественно, что рано или поздно цвета было решено стандартизировать. Так произошло в строительстве, полиграфии и машиностроении, где стараются следовать международным стандартам. Но в автомобильной промышленности каждая компания устанавливает свои стандарты, поэтому количество только стандартных автомобильных цветов исчисляется десятками тысяч. И всё было бы не так проблематично, если бы автомобили перекрашивали после повреждений целиком, но делают это как правило отдельными деталями или фрагментами. И вот здесь возникают сложности, связанные с тем, что даже заводские покрытия год от года и партия от партии могут отличаться по цвету. Поэтому у каждого стандартного цвета с годами может накопиться до нескольких десятков вариантов. Но и это ещё не всё. Оттенок эмали с блёстками зависит не только от состава, но и от режима нанесения, и здесь уже необходим буквально точечный подход при колеровке, либо окраска методом перехода на соседние детали.
Справедливости ради следует сказать, что факторов, влияющих на разнотон между разными участками кузова автомобиля насчитывается несколько десятков и на самых распространённых из них мы остановимся подробнее в разделе, предназначенном для профессионалов. А пока подробнее остановимся на типах тех самых плёнкообразующих полимерах.
Физическая и химическая сушка
В целом все лакокрасочные материалы можно разделить по типу высыхания или отвердевания. Лакокрасочные материалы первого типа создают прочные плёнки просто потому, что из них улетучивается растворитель. Это материалы физической сушки. Макромолекулы материалов второго типа - химической сушки, сшиваются между собой в результате химических реакции и образуют трёхмерные решётки. Такого рода трёхмерной полимерной решёткой, например, является всем известная резина, поэтому наличие сшивок между макромолекулами вовсе не говорит об отсутствии гибкости и эластичности. Материалы физической сушки можно смыть растворителем, а отвердевшие материалы химической сушки в растворителе в лучшем случае набухнут.
Растворитель
Несколько слов о самом растворителе. Макароны не сваришь в бензине, а большинство лакокрасочных материалов не растворяются в воде. В одних растворителях макромолекулы распрямляются, а в других сворачиваются в клубки. Естественно, прочность покрытия у плёнок, состоящих из распрямлённых макромолекул выше чем в случае почти не переплетённых между собой клубков. Но, чем вольготнее себя чувствует в растворе макромолекула, тем выше вязкость раствора, а это тоже не совсем хорошо, если мы собрались распылять лак или эмаль через сопло распылителя. Кроме того, чем длиннее сама макромолекула, тем с одной стороны, прочнее покрытие после высыхания, но и тем выше вязкость полимерного раствора, в нашем случае - лака. К сведению, отрасль науки, которая занимается течением коллоидных растворов, к которым относят также и растворы полимеров, называется “реология”. Кроме того, растворитель должен в заданных пределах испаряться при полёте капли распылённого лакокрасочного материала от сопла распылителя до окрашиваемой поверхности. Словом, составить оптимальную растворяющую смесь, а растворитель - это, как правило, смесь нескольких жидких химических веществ, это довольно сложная задача. Поэтому, тем, кто в своей работе использует лаки и краски, разумно будет всё-таки воспользоваться трудами учёных, годами работавших над созданием формул растворителей, а не полагаться на собственную везучесть.
Алкиды
Алкиды - это одни из самых распространённых лакокрасочных материалов, применяющиеся в автомобильной индустрии с начала прошлого века и не потерявшие своего значения по сей день. Главное их преимущество - низкая цена и общедоступность. Вместе с тем, их прочность всёже достаточно высока. Но есть, конечно, и свои минусы.
Мы уже говорили о неких сшивках - мостиках между двумя макаронинами-макромолекулами, благодаря которым создаётся трёхмерная плёнка. В случае алкидов такие мостики создаёт вступающий в химическую реакцию кислород, который содержится в воздухе. Казалось бы, алкидная плёнка просто высыхает после нанесения на поверхность избавляясь от растворителя, но не всё так просто. Кислород, прореагировав особо интенсивно в первые часы после нанесения, может ещё в течение нескольких дней проникать в слой эмали и продолжать сшивать и, таким образом, упрочнять плёнку. Изначально реакцию кислорода и алкидного связующего проводили при довольно высокой температуре - до 130 градусов Цельсия. Зачастую, для ускорения сушки и снижения температуры в качестве отвердителей применялись изоцианаты и перекиси, играющие роль сшивающих мостиков вместо кислорода. Достаточно давно в состав алкидных материалов начали добавлять катализатор - так называемый сиккатив, что позволило снизить температуру сушки до комнатной. Катализатор похож на банк, который передаёт деньги вкладчиков заёмщикам, только, в отличие от банка, процентов не берёт. В случае алкидов сиккатив образует непрочное соединение с кислородом и затем легко отдаёт его связующему. Сам же после передачи остаётся в как бы в первозданном непрореагировавшем виде и готов снова транспортировать кислород. В таком способе отверждения алкидной плёнки кроется много подводных камней, но о них подробно будет рассказано в профессиональной части. Пока же следует добавить, что их суждено избежать тем, кто использует двухкомпонентные эмали и лаки.
Двухкомпонентные акрилы и полиуретаны
В этих типах покрытий отверждающий агент, отвердитель, вводится в состав принудительно в необходимой пропорции пред нанесением. Усложняет работу маляра на стадии приготовления смеси это не значительно, но зато даёт прогнозируемый результат и избавляет от массы подводных камней типа длительного доотверждения, или “запирания” плёнки. В кузовном авторемонте как легкового, так и грузового транспорта в настоящее время это самые популярные типы эмалей и лаков, что вполне заслуженно. Правда, цена их несколько выше, чем у алкидов, но зато лаки у этих материалов абсолютно прозрачны, в отличие от алкидных, имеющих тёмный оттенок. Именно широкое распространение этих материалов привело к переходу многих автопроизводителей на двухслойную систему окраски.
Покрытия однослойные, двух- и... трёхслойные
Лакокрасочное покрытие выполняет две основные функции: антикоррозийную и декоративную. К нашему времени сложилось так, что все антикоррозийные и другие технологические функции выполняют грунтовочные слои, а декоративные - слои эмали и лаков. В погоне за эффектным внешним видом ещё в середине прошлого века автомобили стали красить эмалями, содержащими зеркальные блёстки алюминиевой пудры и другие эффектные пигменты. Но нанести такую эмаль равномерно, без видимых пятен задача непростая. Поэтому для упрощения технологи нанесения были изобретены специальные “базовые” эмали физической сушки, с минимальным сухим остатком. При высыхании толщина такой эмали уменьшается втрое и блёстки благодаря этому выстилаются в ней параллельно окрашенной поверхности. Толщина такого покрытия получается небольшой и поэтому эмали с высокими декоративными свойствами требуется покрывать прозрачными лаками, защищающими всю вышеописанную красоту от истирания. Технологический процесс усложняется, но это с лихвой оправдывается эффектным внешним видом автомобиля. Кроме того, благодаря слою прозрачного лака, появилась возможности значительно дольше сохранять блеск и переливы блёсток базовой эмали.
Увы, в свою очередь это потребовало дополнительных затрат при ремонте автомобиля после повреждений и повысило требования к соответствию цвета ремонтной эмали цвету автомобиля. В итоге, уже и двухслойного покрытия база-плюс-лак оказалось недостаточно. Теперь уже зачастую на белую или цветную подложку наносят полупрозрачный слой с блёстками, а уже затем, третьим слоем наносят прозрачный лак. Чего не сделаешь ради красоты... Нужно ли говорить, что пропорционально возрастают и затраты при ремонте.
За редким исключением производители автомобилей в последнее время переоборудовали свои окрасочные конвейеры под нанесение двуслойных покрытий, и поэтому даже если ваш автомобиль имеет аскетичный классический цвет, это ещё вовсе не означает, что на нём нет слоя прозрачного лака, которым покрыта базовая эмаль вполне обычного цвета.
Ремонтные эмали готовых цветов и системы цветоподбора
Если есть эмаль, которой окрашивают поверхность кузова на заводе, то почему бы эту же эмаль не использовать при ремонтной окраске? В некоторых случаях это вполне допустимо. Были времена, когда к новому автомобилю прилагалась жестяная бутылочка с ремонтной эмалью. Но объёма этой эмали хватало в лучшем случае на окраску одной повреждённой детали. В действительности же на каждый проданный автомобиль за время его эксплуатации в процессе ремонтов кузова уходит в среднем в три раза больше эмали, чем было затрачено при первой заводской окраске. Следовательно, спрос на эмали в ремонтном сегменте в три раза выше, чем в производственном.
То есть, если бы автозаводы брали на себя обязанность снабдить свои автосервисы эмалями на весь срок службы автомобиля, то должны были бы прилагать к нему целое ведро ремонтной эмали. Но это имело бы смысл только в том случае, если бы режимы нанесения на заводе и в ремонтном цехе совпадали, поскольку иначе оттенок после окраски будет отличаться. Кроме того, срок годности эмали должен должен быть при таком подходе не менее десяти лет, что осуществить технически весьма не просто. Поэтому готовые эмали распространённых цветов выпускают как те же предприятия, что поставляли свои лакокрасочные материалы на конвейеры автозаводов, так и многие, с автозаводами не связанные. Объём рынка это позволяет. Естественно, оттенок этих эмалей, даже выпущенных под одной маркировкой цвета, будет несколько отличаться. Но для полной покраски кузова это особого значения не имеет.
С другой стороны, хранить на складе автосервиса эмали нескольких тысяч различных цветов, каждый из которых может понадобиться в любой момент, довольно сложно в финансовом плане. Чтобы выйти из создавшихся трудной ситуации, да ещё и иметь возможность регулировать оттенки ремонтных эмалей, были созданы системы цветоподбора. Они представляют собой наборы монопигментных паст, смешивая которые можно получить непосредственно перед окраской необходимое количество эмали нужного цвета. К этим наборам прилагается база данных стандартных рецептур и цветовые каталоги, либо прибор, анализирующий цвет и оттенок образца.
В данный момент на рынке описанные выше два подхода - готовые эмали и системы цветоподбора, сосуществуют и дополняют друг друга.
Декоративные покрытия в ассортименте фирмы Химмарк
Теперь, когда мы описали логику рынка автоэмалей, можно рассмотреть ассортимент, который мы предлагаем нашим покупателям. Основу нашего ассортимента составляют лакокрасочные материалы, разработанные и произведённые при участии корпорации Du Pont. Ремонтные эмали и лаки DUXON - однослойные двухкомпонентные и двуслойные системы “база под лак” распространённых в нашей стране цветов. Готовые ремонтные эмали Vika, произведённые в Ярославле при участии корпорации Du Pont. Готовые эмали MOBIHEL, производства завода HELIOS Словения. В бюджетном сегменте - алкидные эмали Colomix, производства Словении.
На рынке систем цветоподбора фирма Химмарк присутствует сразу в трёх сегментах. Премиум класс - высококачественные высокоукрывистые эмали системы CENTARI 5000 и 6000. Эконом класс - удобные в нанесении и выгодные по цене эмали систем CENTARI 500 и 600. А так же система цветоподбора Vika в бюджетном сегменте. Кроме того, в нашем ассортименте присутствуют высококачественные эмали, предназначенные для окраски грузового транспорта IMRON 700, также разработанные корпорацией Du Pont.